Keyboard Music / Клавирная музыкаGoldberg Variations / Гольдберг-вариации— О дорогой господин капельмейстер! Говорят, вы божественно импровизируете; о, пофантазируйте же для нас! Хоть немножко! Пожалуйста!
Я сухо возражаю, что сегодня фантазия мне решительно отказала; но, пока мы беседуем, какой-то дьявол в образе щёголя в двух жилетах унюхивает под моей шляпой в соседней комнате баховские вариации: он думает, что это так себе, пустячные вариации, вроде: "Nel cor mi non piu sento" [Сердце моё не чувствует больше (ит.).] — "Ah, vous dirai-je, maman!" [Ах, скажу вам, маменька! (фр.).] и проч., и непременно желает, чтобы я сыграл их. Я отказываюсь; тогда все обступают меня. "Ну, так слушайте же и лопайтесь от скуки!" — думаю я и начинаю играть. Во время No 3 удаляется несколько дам в сопровождении причёсок а la Titus. Девицы Редерлейн не без мучений продержались до No 12, так как играл их учитель. No 15 обратил в бегство двухжилетного франта. Барон из преувеличенной вежливости оставался до No 30 и только выпил весь пунш, который Готлиб поставил мне на фортепьяно. Я благополучно и окончил бы, но тема этого No 30 неудержимо увлекла меня. Листы in quarto [В четвёртую долю (лат.).] внезапно выросли в гигантское folio [В полный лист (лат.).], где были написаны тысячи имитаций и разработок той же темы, которых я не мог не сыграть. Ноты ожили, засверкали и запрыгали вокруг меня, — электрической ток побежал сквозь пальцы к клавишам, — дух, его пославший, окрылил мои мысли, — вся зала наполнилась густым туманом, в котором всё больше и больше тускнели свечи, — иногда из него выглядывал какой-то нос, иногда — пара глаз; но они тотчас же исчезали. Вышло так, что я остался наедине с моим Себастьяном Бахом, а Готлиб прислуживал мне, точно какой-то Spiritus familiaris [Домашний дух (лат.).].
Эрнст Теодор Амадей Гофман. «Крейслериана».
Гольдберг-вариации — исключительно "программистское", "двоичное" произведение: состоит из 32 частей, делится на 2 половины по 16 частей (у второй половины — своё грандиозное начало), каждая часть состоит в свою очередь из двух маленьких "частичек": A и B, причём каждая такая "частичка" исполняется два раза (AABB), количество тактов в частях — 32 или 16. "Основа" произведения (Fundamental bass) состоит из 32 нот (как и всё произведение — из 32 частей), и также состоит из двух частей по 16 нот. Есть в Гольдберг-вариациях и "троичность": вариации организованы группами по три и в каждой такой группе (кроме первой и десятой) первая вариация — танцевальная или жанровая пьеса, вторая — сложно-хитроумная и непредсказуемо-красочная, третья же в группе — специальное произведение, называемое канон, причём
интервал канона (количество
нотных позиций, занимаемое начальными нотами голосов канона)
постоянно возрастает: от единицы до девяти. Третья же вариация в десятой группе (вариация No 30, неудержимо увлёкшая Крейслера) предположительно написана на основе двух народных песен и называется
"кводлибет" (
см. также). Произведение в целом — замкнуто в круг (бесконечный цикл!): в заключении звучит та же часть, что и в начале, позволяя, таким образом, слушать музыку "по кругу", бесконечно.
Гольдберг-вариации — произведение полифоническое (многоголосное), это означает, что одновременно звучит несколько голосов-мелодий (два, три, есть и четырёхголосные части), следить за которыми (что совсем необязательно при слушании Гольдберг-вариаций) весьма сложно, особенно поначалу. В самом явном виде четыре голоса можно услышать в начале десятой вариации, где они, одинаковые, вступают один за другим. Три совершенно разные голоса-мелодии есть в девятнадцатой вариации, где они звучат каждый на своей высоте, а через некоторое время циклически "обмениваются высотой звучания": тот голос, что звучал в низком тоне, начинает звучать в среднем, тот, что звучал в среднем, начинает звучать в высоком, а звучавший в высоком тоне — звучит уже в низком. Такие перемены тона происходят несколько раз, придавая ещё больше увлекательности слушанию в надежде расслышать хоть два голоса из трёх. Ниже, в разделе MIDI, рассказывается о способах легче услышать каждый голос и даже услышать один голос сам по себе, отдельно от остальных голосов.
Об одной замечательной особенности музыки Баха рассказывает его первый биограф:
Он [Бах] постоянно следил не только за предельной чистотой гармонии, но и за естественной связностью и текучестью мелодической линии каждого отдельного голоса. О том, сколь образцовой в этом отношении была его собственная манера письма, известно любому знатоку и ценителю: его средние голоса зачастую столь мелодичны, что их можно было бы использовать в качестве верхнего голоса.
Иоганн Форкель. «О жизни, искусстве и произведениях Иоганна Себастьяна Баха». Глава 7.
Печатный экземпляр Гольдберг-вариаций, принадлежавший самому Баху (так называемый Handexemplar), обнаружен в Страсбурге в 1975 году. Уточнения, примечания и поправки, внесённые Бахом (например,
на странице 25, в самом начале 25-й вариации есть комментарий Баха: "adagio"), позволяют предположить, что Бах подготавливал к печати улучшенную версию вариаций. Handexemplar находится в Национальной библиотеке Франции, в Париже и свободно доступен
в электронной форме на сайте библиотеки.
Piano / ФортепианоEvgeni Koroliov (1999, 2008, 2011) — все исполнения в достаточно спокойной манере (хотя и не в такой медитативной, как у Rosalyn Tureck, см. ниже).
О Евгении Королёве достаточно сказано выше (см. Искусство фуги).
Запись 1999 года — длительностью около 85 минут, есть в интеграле Баха (собрании записей)
Hanssler (172 диска; кстати, в этом интеграле очень хорошие исполнения и другой клавирной музыки Баха: партит, Английских и Французских сюит).
Запись 2008 года — видео с баховского фестиваля, около 88 минут, немного спокойнее, чем запись 1999 года,
в отзывах с Amazon тоже присутствует "This will be a desert island choice for me".
Запись 2011 года — выступление в Max Reger Halle, Stadt Weiden in der Oberpfalz, 25 февраля 2011 года, длительность исполнения — 83 минуты с небольшим.
Rosalyn Tureck (1988-issued, 1998) — первое исполнение около 75 минут, достаточно спокойное, второе — чуть более 90 минут, исключительно спокойное, медитативное. То, что "1988-issued" — точной даты записи на диске нет (конец 70-х — начало 80-х), 1988 — это дата выпуска диска, при поиске можно ориентироваться по времени звучания: 74 минуты с небольшим (
у Розалин Тьюрек есть несколько записей Гольдберг-вариаций).
О Розалин Тьюрек говорят как о "The High Priestess of Bach". Выучила Гольдберг-вариации (исключительно сложное произведение) она в 18 лет (!) всего за две недели (!!). Об этом написано в буклете к одному из дисков собрания "Пианисты 20 века".
О значимости Розалин Тьюрек говорит и то, что есть
Tureck Bach Research Institute, а также
Tureck Bach Research Foundation. Есть также издание в трёх книгах: Rosalyn Tureck. «Introduction To The Performance Of Bach», 1959-97 (
содержание).
Розалин Тьюрек приезжала в Россию в 1995 году, исполняла Гольдберг-вариации, есть и видеозапись исполнения. Играет очень спокойно, по нотам, которые сама себе и переворачивает. Длительность исполнения — немногим более 90 минут.
Большое влияние Розалин Тьюрек оказала и на Глена Гульда (см. ниже), о чём он сам и говорил (см.
Википедию). Слова Гульда: "I did like Tureck's recordings enormously — Tureck influenced me...she was the first person who played Bach in what seemed to me a sensible way...playing of such uprightness" (
glenngould.org,
Answerpot archive).
Ekaterina Dershavina (1994) — первое место на международном баховском конкурсе "J.S.Bach Piano International Competition" (Saarbrucken-Germany, 1992) за исполнение именно Гольдберг-вариаций, запись достаточно редкая, хотя найти можно. Около 77 минут, тоже очень хорошее и спокойное исполнение, вроде бы это именно запись "по итогам" того конкурса. Отзывы:
первый и
второй.
Ragna Schirmer (1999) —
дважды призёр баховского конкурса в Лейпциге, Германия,
в 1992 и 1998 годах. Исполнение достаточно медитативное, очень спокойное, около 87 минут.
Murray Perahia (2000) — энергичное, "мощное", магнетизирующее, исключительно чёткое исполнение, причём без излишней экспрессивности (что, к сожалению, многие пианисты "позволяют себе" в Гольдберг-вариациях), около 75 минут.
Более пятидесяти отзывов с Amazon.Про Мюррея Перайю достаточно сказано выше (см. Английские сюиты).
Angela Hewitt (1999) — спокойное исполнение, около 78 минут.
Рецензия на bach-cantatas. Отзывы с Amazon.О Анжеле Хьюитт достаточно сказано выше (см. Клавирные партиты).
Simone Dinnerstein (2005) — очень мягкое и лиричное исполнение Гольдберг-вариаций на рояле 1903 года, около 78 минут. Запись, вышедшая в 2007 году, была очень тепло принята как критиками так и обычными слушателями. Пианистка сразу же стала всемирно знаменитой.
Более шестидесяти отзывов с Amazon.Andras Schiff (1982, 1990, 2001) — три замечательные мягкие записи замечательного пианиста (см. также Клавирная музыка). Аудиозаписи 1982 и 2001 годов — немногим более 70 минут каждая,
видеозапись 1990 года — почти 80 минут. Детальные обсуждения на bach-cantatas:
первое и
второе. Отзывы с Amazon:
на аудиозапись 1982 года,
на аудиозапись 2001 года и
на видеозапись 1990 года.
Glenn Gould (1981) — легендарная запись
легендарного человека, достаточно короткая, около 50 минут. Есть и видеозапись, которую
можно посмотреть на Google Video.
За эту запись Глен Гульд получил премию Грэмми "Best Instrumental Soloist Performance (without orchestra)" (1983). Более девяноста отзывов с Amazon. No 2 in Top 10 Bach CDs to Start Your Classical Music Collection.Некоторая интересная информация про Глена Гульда есть выше (см. Английские сюиты).
Сайт glenngould.org.Арни Котту принадлежал единственный на Марсе клавесин. Впрочем, инструмент был расстроен, а на Марсе, как ни крути, настройщиков клавесинов не было.
...
Усевшись за расстроенный клавесин, Арни раскрыл сборник сонат Скарлатти и принялся исполнять свою любимую, которую разбирал уже несколько месяцев. Это была энергичная, решительная музыка, и он с удовольствием ударял по клавишам, не обращая внимания на фальшивые звуки. Гелиогабал, отодвинувшись в сторону, вновь углубился в инструкцию [по настройке клавесина] — исполнение Арни резало ему слух.
— У меня есть долгоиграющая пластинка с этой записью, — заметил Арни, не прерывая исполнения. — Она такая старая и такая ценная, что я боюсь даже ставить её.
— Что такое долгоиграющая пластинка? — спросил бликмен.
— Ты всё равно не поймёшь. В исполнении Глена Гульда. Ей уже сорок лет, она принадлежала моей семье. Уж кто-кто, а этот парень умел исполнять сонаты!
Филип Дик. «Сдвиг времени по-марсиански».
Kimiko Ishizaka (2012) — спокойное и медитативное исполнение длительностью около 82 минут, чётко и ясно слышны все ноты и отдельные "линии повествования" или мелодии этого полифонического (многоголосного) произведения. Запись высшего звукотехнического качества
выполнена 9-13 января 2012 года и выпущена 28 мая 2012 года проектом
Open Goldberg Variations. Запись свободно доступна
на сайте Open Goldberg Variations (в нескольких вариантах качества).
Дополнительная информация о проекте Open Goldberg Variations.Alexander Paley (2000 или 2004) — интересная медитативная запись "с вариациями", очень спокойная и "долгоиграющая", целых 104 минуты.
P.S. Небольшая статья о сложности исполнения Гольдберг-вариаций на фортепиано, есть сравнительная таблица сложности отдельных вариаций, интересно, что самая простая и самая сложная вариации — рядом: 27-я (самая простая) и 28-я (самая сложная).
Harpsichord / КлавесинЗвучание клавесина, о чём уже говорилось ранее, — очень информационно-насыщенное, с непривычки слушать тяжело, конкретно же в Гольдберг-вариациях — после того, как закончится первая, достаточно простая для слушателя часть, "музыкальная информация" буквально обрушивается и становится очень сложно слушать.
Рецепта тут два: 1) послушать сначала исполнение на фортепиано, о чём тоже говорилось ранее, 2) исполнения (как и инструменты, что в случае клавесина очень значимо) очень отличаются — вероятно, выбрана "не та" запись, с "не тем" инструментом. Рекомендуемые, "те", записи и инструменты — в следующем списке.
Pierre Hantai (1992, 2003) — дважды записывал Гольдберг-вариации, можно слушать любую запись, поздняя — чуть медитативнее, обе по длительности примерно по 78 минут, первая — чуть короче. Очень хороший, чёткий, тонкий звук инструмента.
Masaaki Suzuki (1997) — тоже замечательный инструмент и исполнение, около 73 минут.
Gustav Leonhardt (1976) — короткое исполнение "из ранних", запись очень качественная, 47 минут. Густав Леонхардт записывал Гольдберг-вариации несколько раз, есть хорошая запись 1965 года, однако, 1976 — заметно лучше. Есть ещё запись 50-х годов, её лучше поначалу (да и совсем) пропустить.
Maggie Cole (1990) — хорошее "длинное" исполнение, спокойное и уютное, 78 минут.
Ketil Haugsand (2001) — несколько более энергичное исполнение, 70 минут.
Celine Frisch (2000) — элегантное и тонкое исполнение, 77 минут.
Matthew Halls (2007) — современная "Hi-End" запись, спокойное исполнение, 91 минута.
Luc Beausejour (1997) — малоизвестная запись, отличное исполнение на замечательном инструменте, 76 минут.
Ottavio Dantone (2003) — ещё одна "Hi-End" запись, исключительно отчётливое исполнение "с вариациями", 79 минут.
Детальная рецензия на bach-cantatas.
Other instruments / Другие инструментыГольдберг-вариации записывают на самых разнообразных инструментах (например, есть несколько записей на аккордеоне). Некоторые интересные исполнения приведены в следующем списке.
Symphony Orchestra / Симфонический оркестр — Jochen Neurath — переложение для симфонического оркестра выполнено немецким композитором Jochen Neurath и впервые исполнено на фестивале Баха в Лейпциге в июне 2012 года оркестром Gewandhausorchester Leipzig под управлением Stefan Asbury.
Jazz / Джаз — Jacques Loussier Trio — отличная широкоизвестная и легкослушаемая запись. Можно рекомендовать и
для начального знакомства с Гольдберг-вариациями.
Отзывы с Amazon.Lautenwerk, Lute-Harpsichord / Лютневый клавесин — Gwendolyn Toth — инструмент низкого тона (настроен по опорной частоте ноты A / Ля = 370 герц, много ниже современной настройки, где нота A / Ля = 440 герц) с мягким уютным домашним звучанием.
Рецензия.Cimbaloms / Цимбалы — Agnes Szakaly and Rozsa Farkas — очень хорошее исполнение, звук близко напоминает звук клавесина.
Organ / Орган — Gunther Rost — наиболее "отчётливая" и "нерасплывчатая" запись Гольдберг-вариаций на органе из слышанных.
Harp / Арфа — Sylvian Blassel — достаточно интересная запись.
Рецензия ("Like Gould, Sylvain Blassel clearly has an astonishingly good technique, and over the course of this album he demonstrates an intuitive understanding of Bach's music which, in my opinion, never falters."),
ещё одна рецензия (картинка), в которой сравниваются два исполнения Гольдберг-вариаций на арфе и
отзыв с Amazon.Guitar / Гитара — несколько исполнений Гольдберг-вариаций на гитаре (гитарах) детально рассмотрены далее, в специальном разделе обзора.
MIDIВвиду исключительной сложности Гольдберг-вариаций и для слушателя в том числе (см. цитату из «Крейслерианы» Гофмана вверху) очень полезной может оказаться возможность увидеть, что и как написано Бахом, например, послушать отдельные голоса (отдельные мелодии) этого произведения.
Для этого используется запись в MIDI, слушаемая и смотримая в специальном плеере. Таких плееров предлагается два.
Players / ПлеерыvanBasco's Karaoke Player — в этом плеере можно регулировать и темп игры (сделать медленнее для облегчения восприятия) и отдельные голоса (инструменты) выделять или приглушать или совсем отключать.
Слева от каждого голоса (инструмента) есть две маленькие кнопки: тёмно-красная и тёмно-синяя. Тёмно-красная — выключает голос (инструмент), тёмно-синяя — выводит голос (инструмент) на передний план, приглушая остальные. Повторное нажатие кнопки (действующая кнопка — яркая) отменяет её действие.
NoteWorthy Player — этот плеер отображает ноты, каждый голос (в Гольдберг-вариациях есть и четырёхголосные части) там на своём нотном стане.
Compositions / КомпозицииDave Grossman — клавесин, очень точная композиция, проверенная известными знатоками Баха, в точности один MIDI-инструмент на голос.
John T. Prince преобразовал эту композицию в формат MP3.Bruno de Giusti — клавесин, иногда есть и другие инструменты, замечательная стерео-композиция в совершенно особой, свободной манере, обычно больше одного MIDI-инструмента на голос.
Дополнительная информация0. Отзывы-рецензии на почти все вышеупомянутые записи есть на Amazon (.com, .co.uk, .ca, .de и др.). В отзывах встречаются мнения о "записях-конкурентах" (число которых тоже может быть значительно), списки предпочтений разных слушателей, поэтому при заинтересованности рекомендуется посмотреть-поискать и там.
1. Специальная и подробная книга по Гольдберг-вариациям: Peter Williams. «Bach: The Goldberg Variations», 2001. Книга авторитетная, на неё часто ссылаются в других работах. Немузыкантам будут интересны по крайней мере введение (история появления и общий обзор) и короткая последняя глава (историческое значение и философский смысл).
2. Herbert Anton Kellner. «The Mathematical Architecture of Bach's Goldberg Variations» (
PDF, 7 страниц, 638 кб). Статья опубликована в журнале «The English Harpsichord Magazine», Vol 2, No 8, 1981.
3. Music of Intellect — The Goldberg Variations — сайт с интересной дополнительной информацией.
4. Обширная информация о Гольдберг-вариациях на сайте bach-cantatas. Есть постоянно обновляемый список записей, начиная
с первой записи в 1928 году.
5. В фильме
«Третья девушка» (третий фильм
одиннадцатого сезона телесериала «Пуаро Агаты Кристи») Эркюль Пуаро, которого играет Дэвид Суше, слушает по радио Гольдберг-вариации, исполняемые на фортепиано. Так как
этот роман Агаты Кристи написан и опубликован в 1966 году, то вполне вероятно, что по радио передают
особенно в то время известнейшую запись Глена Гульда, сделанную в 1955 году, выпущенную в 1956 году и принёсшую Глену Гульду всемирную известность.
В этом десятиминутном фрагменте фильма Гольдберг-вариации звучат с 5:33 по 5:58.
6. В
открывающей сцене четвёртого фильма («Стрела»)
шестого сезона телесериала «Тайны Смолвиля» звучат Гольдберг-вариации в исполнении
John Rusnak.
7. Exploring the Goldberg Variations — увлекательное "Исследование Гольдберг-вариаций": два исполнения — на клавесине и на фортепиано, с одновременным показом нот и другими интересными возможностями (
пояснения).
...продолжение следует...