Zelya » 19 июн 2015, 19:43
Если абстрагироваться от терминов, то по-факту в разное время существовало три рынка компьютеров. Соверешнно разных по финансам, возможностям, иедологии и т.д. Условно назовем их: "Меинфреймы", "бизнесс машины", "домашние машины".
Первый зародившейся рынок, это был рынок меинфреймов. Он появился с первыми электронными компьютерами. Отличительной чертой таких машин была их максимальная производительность, не считаясь с затратами.
Накладными проблемами такой идеологии оказалось катастрофически дорогое машинное время. Меинфреймы работали круглосуточно, специаисты записывались в очередь на несколько часов в день/неделю или даже реже. Очередь могла попасть на самое неудобное время. Получалось как-то, не машина для человека, а человек идет на поклон к машине.
Частично ситуацию улучшило следующее развитие. Как было замечено, специалист, получив компьютерное время, на рельную загрузку компа использует лишь жалкие проценты. Остальное время - воод данных, оценка результатов, вноска поправок. Была придумана идея одноврмеенного использования меинфреймов несколькими пользователями. Отсюда растут ноги ОС "Юникс". Именно для этих целей она создавалась, и до середины 90-х Юникс на домашней машине был скорее извратом, чем реальной необходимостью.
Но все равно, рынок компьютеров в те времена оценивался маскимум в несколько десятков в год. Это на весь мир. Так что даже разделенное компьютерное время было очень труднодоступным. Так же было замечено, что в большинстве случаев пользователю нет необходимости иметь такие мощные ресурсы. Он согласен, например, подождать дольше, пока машина выдаст реззультат. Лишь бы ему дали это время. И в 60-х уже началось постепенное отделение нового типа компьютеров, названых "мини-компьютеры". Основным отличием в подходе было - компьютер для работника. По идее, эта машина должна была быть рабочим местом конкретного специалиста, и он пользовался бы ей в сове рабочее время, когда в этом есть необходимость, а не когда подошла очередь. Таике машины были куда слабее, но и куда компактнее. Их можно было, с помощью грузчиков, поставить фактически в любое помещение, в отличие от меинфреймов, под которые выделался цех, разводилась проводка и венитляция, монтировался каркас. Яркий пример - тот же Alto.
Так стал зарождаться рынок "бизнесс машин" в своей самой архаичной реализации. Меинфреймы могли себе позволить только крупнейшие государственные учереждения. Бизнесс рынокм уже начали интересоваться крупные корпорации. Но в середине 70-х появился процессор i8080, первый проц, на который обратили внимание широкие массы раидо -любителейб и -профессионалов. Почти все упомянутые машины были безпроцессорные. А тут появилась интересная, компактная и доступная игрушка. И первый любительский комп не заставил себя ждать - Altair 8800. Так зародился рынок "домашних" или "бытовых" ПК. Основной характеристикой была доступность для семьи. Это подразумевало в первую очередь дешевизну, во вторую очередь компактность. Такие машыны были очень слабы по сравнению даже с мини-компьютерами, по максимуму импользовали ытовую технику в качестве переферии (чтобы сохранить деньги), и поначалу, даже не продавались, а распостранялись в виде схем. Потом в виде конструкторов. И уже позже в виде готовых изделий. Уже не помню за синклеровский Спектрум, но его предшественник, ZX81, точно продавался в двух видах - готовое изделие и конструктор.
Некоторый переворот на зарождавшемся рынке "бизнесс машин" сделала в свое время Эппл, со своим Эппл 2. ВСтартанув с рынка "бытовых" компов, они развили идеи радиолюбителей до уровня, принятного для серьезного бизнесса. Получив надженую, масштабируемую, согласно задач, но в нектором роде универсальную машину, пусть и несколько слабоватую, бизнесс-рынок тут же отверг предыдущие "мини-компьютеры" в полльзу компактности, разширяемости и т.д. Можно сказать, что Эппл перетряхнул "бизнесс рынок", отбросив его архаический вид, и создав современный.
Дальше, как мы помним. Сильнейший монополист, компания гигант IBM обратила свой взор на новый рынок. Основные доходы они получали от меинфреймов. Рынок "бизнесс машин" не рассматривался ими серьезно. Но маркетологи просчитали, что несколько лет этот рынок будет "перегрет" и можно снять хорошие сливки. По аналогии с рынком консолей и рынком домашних ПК. Забегая вперед хочу отметить как были правы нескончаемо уважаемые мною маркетологи IBM. Рынок консолей скончался в 1983-м году (сейчас это уже третья реинкарнация "консолей"), рынок домашник ПК умер в конце 80-х, но агонировал еще где-то до середины 90-х. Рынок бизнесс-машин... Я скажу про него позже.
Так вот, в 81-м IBM выходит на рынок со своим PC и моментально становится ведущим лидером. Эппл в бешенстве! Рынок, который они "выродили", который нес им золотые яйца, в один момент был сдан компнаии, для которой он был игрушкой. С тех пор Джобс ненавидел все что связано с IBM-совместимой платформой.. По началу в виде лица платформы - IBM, потом в виде нового лица платформы - Microsoft.
Круто ситуация снова развернулась в 1985-м, и снова из-за компании Intel. Они выпустили на рынок совй процессор 386. И в IBM отказались делать новый компьютер на его основе. Почему? Опять же, гениальные маркетологи компании просчитали, что данная архитектура очень мощна, и через некторое количество времени, она вытеснит не только конкуренов по бизнесс-рынку, но и вытеснит рынок меинфреймов. Этот рынок был основй богатства IBM и они не хотели его губить. Тем более, архитектура PC не была проприетарной, а поытка "отыграть назад" в виде PS/2 провалилась. Ситуацию спасла фирма Compaq, на свой страх и риску выпустив в 1986-м Compaq 386. После єтого IBM, все еще оставаясь некоторое время крупнейшей компанией, перестал тем не менее быть заонодателем стандартов на своей же платформе. Что касается предсказания маркетологов IBM: даже ненавидящий "Писюки" Джобс перевел свои Маки на эту архитекуру, а меинфреймы, имевшие огромную долю в высокосложных вычислениях сдают ее из года в год тем же "Писюкам", как одиночным, так и кластерм.
Из-за уменьшающейся цены и растущей мощности, "Писюки" через некоторое время захватили рынок "домашних ПЦ". "Честные" домашние компьютеры, вроде всяких Atari, Commodore и проч. умерли к концу 80-х. Полупрофессиональная Амига еще агонировала до середины 90-х, хотя ее печальный конец был очевиден. Меинфреймы тоже медленно "умирают" под давлением "Писиков" и их конец тоже очевиден.
Но с другой стороны, теперь на том же "домашнем" рынке, классические десктопы испытывают колоссальное давление со стороны новомодных планшетов и смартфонов (разница между этими двумя понятиями постепенно стирается). "Писюки" теряют огромные доли рынка каждый год. Хотя не думаю, что они будут вытеснены полностью в средней перспективе. На двух других рынках: "бизнесс" и "сложных вычислений" им конкурентов, пока, нет.
Как-то так...