Год, примерно, 93-й. Какой-то типичный XT отец привёз домой вместе с матричным принтером. Отчётливо из характеристик помню только EGA адаптер с монитором 14 дюймов (ещё колготочный защитный экран был) и хард в 10 мегабайт. Был DOS с нортоном, папка GAMES (и первая запущенная и увиденная PC игра - Grand Prix Circuit), какой-то его софт для печати документов. Что интересно, всё самое удивительное и по настоящему завораживающее, было тогда, сейчас уже ничего не в состоянии будет удивить.
Помню как среди игр, бывших на харде той экстишки, одна - Golden Axe, - не работала, точнее не шла дальше определённого места (экрана выбора "героя"). Мы её периодически запускали, смотрели на шикарного скелета, на ладонях которого крутились фигурки и ресетили комп. Спустя много месяцев проживания компьютера в доме я решил просто подождать, ну мало ли, может комп чего-то там себе думает. После примерно двух минут ожидания, на экране возник лес, отрисованный немного в перспективе, выбранный чувак, на которого тут же полетели какие-то варвары с дубинами. Это был прям фильм настоящий в 16-ти цветах, типа Конана Разрушителя или Рыжей Сони. Невероятно круто. Интересно, что игра совсем не тормозила, просто долго запускалась с экрана выбора игрока на XT машине.
Помню кровавый саспенс Dangerous Dave II. Было удивление, что антураж в компьютерной игре может быть и такой (DOOM был ещё впереди) - не только всякие колобки и кубики, но и зомби, кишки и тому подобное и достаточно натурально изображаемое (детская впечатлительность, понятное дело, и всё же).
Помню недоумевание, по поводу DOOM II, когда его увидел впервые в компьютерном классе соседней школы. Не понимал, вот просто не мог понять, как это - вторая часть компьютерной игры? Это же не фильм, не мультфильм, не книга. Вот так вот, просто не воспринимал "серийность" приментительно к компьютерным играм, DOOM II первый "порвал шаблон" в этом отношении. Представьте, что было, когда увидел первый PWAD для DOOM. И это был легендарный EP5A.WAD "Hades House Of Horrors" с классической музыкой (звуковуха тогда уже была).
Помню рассказы дядьки админа с отцовской работы про игру Petek (так он её называл, видимо, по имени папки). Про путешествие доисторического человека по доисторическому миру, дубасящего пещерных медведей и преодолевающего всякие пропасти. Она у меня не шла, писала "Sorry, no VGA". Я её себе представлял в воображении как Golden Axe, такую же суровую и серьёзную, в такой же лёгкой перспективе-изометрии, только в антураже фильма Миллион лет до нашей эры. Потом, спустя месяцы, я познакомился с соседом по дому, принёс дискету с ней к нему (у него был VGA) и увидел эту юморную аркаду, несерьёзность которой немного сгладила впечатление, но буйство красок VGA палитры... это было как пыльным мешком по голове из-за угла. И это был, конечно, Prehistorik II.
Помню свою отвисшую челюсть (вот вплоть до этого) от, всего лишь!, демонстрации того, как плавно бегает тот же DOOM (на примере DOOM II, MAP20, помню как сейчас), если у тебя VGA карта (тогда у меня уже был 486DX50/VGA, да, сменивший и XT и 286 и 386) не на ISA шине, а на VLB. Какая появлялась кинематографичность, какой драматизм появлялся, если у тебя не слайд-шоу на экране.
А как Sound Blaster впервые услышал в привычной игрушке вместо Speaker'а! Тут и говорить нечего.
А потом знакомство с полумифическим и полулегендарным Gravis Ultrasound, о котором только слышал предания (преувеличенные конечно, как без этого) и читал в журналах - уже у другого соседа по дому. На примере Mortal Kombat II - это была вещь!
А потом был совсем "отвал башки" при знакомстве с фантастическим девайсом, именуемым Wave Blaster. И не важно, что сейчас, вспоминая и сопоставляя теперешние свои сведения относительно вопроса с теми впечатлениями, понимаешь, что это был самый сермяжный вариант, скорее всего PT-202 от Pine Tech., но ведь зазвучал тогда живой невидимый оркестр вместо знакомого до облупленности FM пиликанья.
А под финал "эпохи удивлений" был первый полухалявный, полулегальный (потому что работал в пробном бесплатном режиме несколько дней вместо заявленных пары часов) интернет от первого (или одного из) московоского прова МТУ-Интел. Работал в тестовом режиме, билинг подглючивал в пользу абонентов, вот то был пример подлинной, никем непредвиденной и потому неконтролируемой халявы. И это тоже было очень круто. Это был 98-й год, если не путаю.
И к тому времени пропадает куда-то компьютерная "магия" - ни первое внятное и конкретное 3D в виде Quake, появившегося чуть раньше этого времени, ни первое (первое массовое и успешное) "ускоренное" 3D в виде 3Dfx, ни даже экзотика шлемов виртуальной реальности - уже ничего не удивляло. Пришло какое-то осознание наличия прогресса в этой области, что когда-нибудь и игры будут с картинкой, неотличимой от реальности, и частоты процессоров будут какие-то запредельные, и вообще компьютеры станут, как калькуляторы - массовые и стоить копейки. В общем, перестало перехватывать дыхание, скушно стало, как-то так. А описанный период в 5 лет для меня был "золотым веком".
Самый-самый первый комп был чуть раньше - Правец 8Д, но я про него мало что помню. Помню кассеты с играми - Лунная экспедиция, Стрелы Амура, Gobbler.