Всем доброго времени суток!
Поздравляю всех с прошедшими праздниками (лучше чуть более, чем поздно, чем совсем никогда, верно?), желаю всем всего того, что вы сами себе желаете и продолжаю тему, начатую в прошлом году.
В первой части своего повествования я рассказывал о причинах на удивление толерантного отношения производителей компьютерных игр к пиратскому распространению оных, а так же о "честных" способах конкуренции производителей "железа" за содержимое кошельков "геймеров". Пришла пора поговорить и о "нечестных" способах конкурентной борьбы.
Одним из моих излюбленных примеров - игра "Гигант траффика". С первого взгляда - ничего особенного, обычная "транспортная" стратегия с изометрической псевдо-3д-графикой. Описывать её я не буду, а опишу-ка для начала некоторые ПОДДЕРЖИВАЕМЫЕ этой игрой видеокарты и их "особенности".
1) "S3 32-64" (S3 732), эмулируемая Virtual PC. Эмулируется эта карточка просто великолепно, чрезвычайно доброжелательно относится к "сверх-экстремальному" разгону. Но вот гостевой видеодрайвер для систем семейства 9.х... Хуже дела обстоят разве что на VmWare, за которую ещё и платить (в теории ) надо. В принципе это лечится (способ лечения я уже описывал), но и с "больным" драйвером вы запустите вышеупомянутую игрушку без проблем.
2) "Cirrus Logic 5446", эмулируемая QEMU. Уж сколько лет разработчики виртуалки над эмуляцией этой карты бьются - а воз и ныне там. Причина, имхо, кроется не столько в "криворукости" или "кривомозглости", а, скорее в изначальной "кривоидейности" - в один видеобиос запихнули два, от РАЗНЫХ карт (согласитесь, что пусть одна и та же карта, но одна на шине ISA, а другая - на шине PCI - это две большие разницы). В придачу к этому кадавру ещё и VESA 2.0 прикрутили, причём тоже криво. Но как бы то не было, даже на ТАКОЙ карте игрушка худо-бедно, но идёт.
Примечание. Этот баг QEMU лечится не просто, а ОЧЕНЬ просто. Всё, что вам нужно - заменить оригинальный видеобиос "от QEMU" на видеобиос от виртуальной машины Bochs, например, версии 2.6.8. Дело в том, что разработчики этой виртуалки пошли другим путём - фактически спроектировали видеокарту с нуля, но "по мотивам" оригинального Cirrus Logica 5446. Итог - честный 24-х битный цвет в высоких разрешениях, ни единого графического артефакта, никакого официально рекомендованного шаманства с переключением хостового рабочего стола на 16-битный цвет...
Примечание к примечанию (раз уж к слову пришлось). Лучше всего "обновлённая" видеокарта работает с видеодрайвером, входящим в Windows 95 OSR2, но есть пара тонкостей. Первая - после установки 95-ой винды на виртуалку ОБЯЗАТЕЛЬНО установите драйвера на материнскую плату, после чего система сама обновит видеодрайвер с общего для "семейства", на конкретный драйвер для конкретной Cirrus Logic 5446 PCI. Вторая - будете обновлять директ - обязательно ОТКАЖИТЕСЬ от любезно предложенного вам установщиком директа обновления драйвера вышеупомянутой карточки. Не то, чтобы он был намного хуже, но всё же...Дело в том, что драйвера от 95-й были "глупыми", "что видели - то и пели" Увидят Vesa 2.0 - выставят 24-х или 32-х битный цвет в самых высоких разрешениях. Увидят 8 мегабайт видеопамяти (в случае с S3 764, которую эмулирует DosBox("корейский") - будут работать с этим объемом видеопамяти, как миленькие. А драйвера идущие с директом были "заточены" под "референсные" модели и при их использовании вы "получите обратно" все "прелести" старых видеокарт, в виде 16-битного цвета и мизерного поддерживаемого объёма видеопамяти. Опять-таки к слову, подобная же ситуация - и с аудиодрайверами, но это так, отступление.
3) "Yamaha 6388" Где же ты такого зверя откопал, спросите вы меня? Он же вымер начисто ещё во времена ДОС-а и практически всё, что о нём известно - что 'это была VGA-карта, которая несла "на борту" аж 256 килобайт видеопамяти. Вымер, говорите? Ага, щаз! Живее всех живых. Куда уж до неё дедушке Ленину, которого было попытались использовать в качестве очередной "духовной скрепы" (насаждаемое православие в этом качестве провалилось с треском, так как верующих, в результате, почему-то стало меньше, чем было в СССР в самые "безбожные" годы ), а теперь снова пытаются закопать с глаз долой, так как интерес к Ленину подстегнул интерес молодёжи к марксизму с вытекающими для власть имущих последствиями...Но это было так, лирическое отступление и вернёмся-ка мы к нашим баранам, а именно к... VmWare и VirtualBox-у. Да, друзья мои, не существует никакой VmWare SVGA 2, и совсем уж невнятного VirtualBox Videoadapter-а - тоже. Есть вышеупомянутая Yamaha 6388, которую эти виртуалки и эмулируют. Не верите мне - спросите у Аиды-16 . Надо ли говорить, что кривизна драйверов для этой карты у обоих виртуалок просто зашкаливает. Не откажу себе в удовольствии привести врезавшуюся в мою память цитату с одного из форумов (а вот "пруф" увы привести не могу, не догадался сохранить страницу )
- А чо, протереть монитор тряпочкой не судьба? Всё мухами заcpано!
- Свою дырявую задницу тряпочкой затыкай! Это не муха насpала! Это я "Тарзан" на Варе запустил. Щас попробую экранную лупу на окно навести и скрин сделать...
Давайте не будем придираться к стилю цитаты (цитировал как есть), такая уж нынче "культура общения" у "народа", а обратим внимание на то, что речь шла о запуске игры под ХР с соответствующим гостевым видеодрайвером, причём имелся в виду 2д (про то, как обстоит дело с 3д я вообще умолчу). И это на ДОРОГУЩЕЙ "Варе"(ну и за что в таком случае деньги платить? ). А в случае с бесплатным "Бокс"-ом всё ещё веселее. Там "какашка" вырастет до размеров открыточки. Лилипутской. Которая в придачу ещё и двоиться будет. Но VirtualBox хотя бы, если ему "не понравится" поддерхка хостовым видеодрайвером OpenGl (что происходит чуть реже, чем всегда), хотя бы просто аварийно завершит работу гостевой операционной системы. А VmWare в таком случае запросто может организовать вам "синий экран". И не на "госте", а на "хосте" (прямо в рифму получилось).
Ещё хуже дело обстоит, когда речь заходит о семействе 9.х. Ну "Бокс" с ними отродясь не работал, не смотря на своё происхождение от Qemu, которая с этими системами по сей день работает, и даже, о ужас, под 64-х битной 10-й. Другое дело, что... Впрочем, доведение до ума "Кеми" - предмет отдельной готовящейся темы, так что перейдём к VmVare. Гостевой видеодрайвер для 9.х у этой виртуалки какбэ есть, но проку от него чуть больше, чем от UNI-VBE for 9.x. Вся разница между ними в том, что драйвер Вари умеет переключать разрешение экрана "на лету", a UNI-VBE и на это не способен...
Единственный выход - установить Display Doctor, о котором иначе, как "Наш добрый доктор...Менгеле!" - не скажешь. "Поэкспериментирует" он над тем, сколько у вас хватит "нервов" с ним "общаться" - со вкусом и от души. И не "отмажетесь", так как альтернатив ему просто нет...
А что же наша игрушка? А что ей сделается? Запустится она у вас с этим "добрым доктором" как миленькая! Не извольте сумлеваться
Примечание. Надумаете поставить какую-нибудь винду семейства 9.х и таки пользоваться "доктором" на VirtualBox-е, утешая себя тем, что мазохизм - это не извращение, а безобидное "отклонение" - учтите 2 вещи. Первая - объём видеопамяти больше 64 мегабайт - не выставлять (в идеале лучше ограничиться 32-я). Вторая - в случае с "Боксом" VESA 2.0 - это не 32-х, а (внимание!) 24-х(!!!) битный цвет в "высоких" разрешениях экрана и поддержку этой особенности необходимо вручную активировать в настройках "доктора".
4) "S3 SavageXP" А вот это уже реальная карта. Никогда не слышали о такой? А откуда вам, друзья мои, было об этой карте слышать, если она даже в производство не пошла, ибо переплюнула всё славное (вернее - бесславное) семейство "Саважей" по своей "глюкавости" и несовместимости с чуть менее чем всеми материнскими платами того времени. Так что в "дискретном" виде вы эту карту никогда не встретите. Но... "Зря мы что-ли деньги на разработку потратили?" - решили в компании VIA (которой и принадлежала злополучная S3) - и воткнули эту карту на свои материнские платы в качестве встроенного видеоадаптера, а чтобы "подсластить пилюлю" тем бедолагам, что не могли себе позволить потратить деньги на что-нибудь "дискретное" - ничтоже сумнящеся "запилили" возможность выделить для этой "недокарты" из системной памяти (держитесь крепче!) - ГИГАБАЙТ (и это - в самом начале 21 века, когда геймеры робко мечтали о 128 мегабайтах) видеопамяти и ЕЩЁ ГИГАБАЙТ - на апертуру.
Небольшое отступление.Слово-то какое придумали в своё время инженеры INTEL - "апертура", вместо того, чтобы назвать "виртуальную" видеопамять своим именем - "своп", тем паче, что рассчитывается эта самая "апертура" абсолютно по той же формуле, что и обычный своп - "Удвоенный объём оперативной памяти плюс 12 мегабайт". А уж как "проталкивал" ИНТЕЛ шину AGP (к которой эта самая "апертура" прилагалась, как проталкивал! Оно и понятно. На пятки наступала "открытая" шина PCI 2.1, с частотой и пропускной способностью AGP 1X. Но поскольку она была "открытой", то "поиметь" за её лицензирование со всех и каждого было решительно невозможно. А вот за AGP - собственную "пропиетарную" разработку ИНТЕЛ - очень даже! Так что если вы до сих пор верите в старую сказку - "Жили-были производители видеокарт. Решили они как-то съэкономить на локальной видеопамяти, "раскулачив" оперативную. Собрались они тогда, и придумали AGP..." - то настоятельно рекомендую вам всегда и везде следовать примеру древнеримских юристов с их сакральным "КОМУ ВЫГОДНО?"
Однако вернёмся к собственно видеокарте. Вы крепко держались? Так держитесь ещё крепче, так как с этим колоссальными для того времени объёмами выделенной видеопамяти и апертуры сия карта умела работать, как с...ЕДИНЫМ АДРЕСНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ. Для тех, кто не понял -это объём видеопамяти в ДВА ГИГА!!! Да, Карл, да! 2 гига - и это, повторяю, в самом начале 2000-х, причём на нужды фактически...2-д - адаптера, ибо с 3-д графикой у неё обстоит дело, как и у других "Саважей", то есть чуть более, чем никак. Но как бы то ни было, "Гигант траффика" идёт и на этой видеокарте...
5) "Radeon HD4800" А это вообще "тяжёлый случай", достойный отдельного рассказа. Начну с предыстории.
Не прошло и нескольких лет после внедрения т.н. "универсальных шейдерных процессоров", как их изобретатели таки заинтересовались, как всё это работает на практике. И на свет вылезли весьма интересные вещи. Ну со старыми играми всё понятно. Те из них, которые имели "софтверную" версию - запускались именно в ней. Если же игра таки пыталась запуститься "аппаратно" - она попросту "отваливалась". Игры поновее либо вообще не запускались, либо считали, что универсальный шейдерный процессор - это типа такая видеокарта "Всё в одном" - и радостно "вешали" всю обработку 3-д графики на один-единственный процессор, пока остальные тупо грели воздух в системном блоке...
Надо было что-то с этим делать. И таки сделали, но КАК!!!
Инженеры Nvidia решили, что "от бобра - бобра не ищут", что могли - "пофиксили" в драйверах, превратив их в один сплошной "грязный хак", а простаивающие без дела процессоры "припахали" обсчитывать траекторию полёта кометы Галлея и универсальную формулу мира во всём мире. Да! Поистине гениальный выход! Заставить видеокарту делать то, что до сей поры делал центральный процессор - это было очень креатиФФно! Один только вопрос остался. Что же тогда мешало сей достопочтимой компании за всё время её существования слепить хоть какое-то подобие х86 - совместимого процессора, хотя бы на уровне процессоров VIA?
Инжинеры ИНТЕЛ-а пошли по другому пути. Заполучив во время своего сотрудничества с Nvidia на почве совместной разработки платформ ION и ION 2 эти самые "универсальные" видеопроцессоры, они приспособили их в качестве... самых обычных "вершинных" процессоров, которые доселе почему-то разработать сами не могли. При этом они остальную архитектуру своих видеокарт менять не стали. Результат превзошёл все самые оптимистичные ожидания. Одним махом доселе "офисные" (а с точки зрения тех, кто ограничивался либо старыми DX 1-6, либо "оптимизированными" (типа "ГТА-3", "Симс-2", "Сайлент-Хилл 2") играми - "полу-игровые" встроенные видеокарты в... полноценные игровые, примерно уровня GeForce 5800, причём на порядок более производительные, чем вышеупомянутая карта. Поклонников всякого рода "КрЫсисов" они может и не удовлетворят, а вот для ретрогеймеров эти карты (GMA 3500/4500) - эталонные. Пойдёт на них ВСЁ, что в принципе способно запуститься под NT5.x (при условии, что игры готовы довольствоваться директом не выше 9-го и шейдерами не выше 2.0, а это - практически ВСЯ игровая "классика". Единственный, но ОЧЕНЬ важный совет! Коли попадёт вам в руки такая карточка - ищите самые СТАРЫЕ версии драйвера. Новые версии "завязали" на NET - и "поломали" всё, что только можно, включая, например, возможность активировать вручную поддержку сжатия текстур по алгоритмам S3 и 3DFX, что ещё больше увеличивает и без того высокую производительность этих карт.
А вот сумеречные гении из компании ATI не стали взваливать на свои видеокарты математические обсчёты (а вершинные процессоры у них и свои были). Вместо этого, они, ничтоже сумящеся, взяли да и выпилили из своих поделий...2-д блок, свалив обработку 2-д графики на... Правильно, эти самые универсальные шейдерные процессоры, а если конкретнеё - на 3-д блок. Чтобы понять, ЧТО они сотворили, вовсе не обязательно читать документацию на этот самый HD4800, а надо прогуляться на сайты, где тусуются поклонники... "Вуды", скачать там какой-нибудь драйверок да 1-ой или 2-й Вуды и почитать прилагаемый к нему Readme. Там всё написано так доходчиво, что даже в переводе "от Надмозга" - дальнейших вопросов у вас не будет. Дело в том, что в своё время инженеры компании 3DFX прикидывали, не "свалить" ли им обработку 2д-графики либо на 3д-блок, либо вообще на GDI (читай - на центральный процессор). Но то были ПРОФЕССИОНАЛЫ, которые никогда и ничего не внедряли без обстоятельнейшей проверки "инновационных" решений во всех мыслимых и немыслимых ситуациях. А посему они от идеи объявить своё поделие "комбинированным 2D/3D - видеоадаптером" - отказались. Именно благодаря этому отказу, компания 3DFX и продержалась на рынке ещё несколько лет, пока её в буквальном смысле не "убили". Да, её убивали (а потом отвечали на вопросы об обстоятельствах смерти чисто в "кремлёвском" стиле - "Она разорилась." А вот кто и как её убил - целый исторический детектив, но про это - поговорим в другой раз.
А вот в ATI, по всей видимости, работали уже не профессионалы, а набранные работать "за еду" и картонно-фанерные хибары, построенные ещё в "лохматом" 1945 году для только что вернувшихся с фронта солдат, безработные "индокитайские" инженеры и такие же "погромисты". Результат был немного предсказуем. На то, что "отвалились" ещё и "софтверные" игры - никто уже даже внимание не обращал. Не до них было. Отвалился "флеш". Отвалились браузеры, которые к тому времени научились аппаратно ускорять рендеринг страниц силами видеокарт. Отвалились универсальные пакеты кодеков. Отвалился даже GIMP. Не надо удивляться тому, что я упоминаю эту программу. В умелых руках она во многом не уступает фотошопу, причём жрёт ресурсов на порядок меньше уже хотя бы потому, что не пихает в систему трижды никому не нужные сервисы, как это обожают делать продукты от ADOBE...
Что самое интересное, что вместо того, чтобы признать свою ошибку, ATI продолжала штамповать карты по образу и подобию злополучной HD4800. 5000-я серия... 6000-я серия... Ситуация исправилась только в 7000-й серии, которая меня приятно удивила. Но вернёмся к нашему "Гиганту траффика", который, как вы уже наверно догадались, идёт и на ТАКОЙ карте!
Вы, друзья мои, наверняка ожидаете, что я сейчас провозглашу "Гигант траффика" эталоном "всеядности". А вот фигушки! Пройдитесь-ка ещё раз по списочку видеокарт. Чего в нём не хватает? Правильно, видеокарт от Nvidia. Потому что игра на них...не идёт. Вообще. Ни на каких. GF 2/3/5200/6200/8600/9400/9500/210/240/630...По-моему, "выборка" - более чем достаточная. Почему игра на этих картах не запускается? А хрен её знает! Но вы-то наверняка уже догадались, в чём дело. И в Nvidia, куда геймеры жаловались то же прекрасно понимали в чём дело. Только доказать ничего не могли. Кого обвинять в том, что разработчики игры умышленно сделали так, чтобы игра НЕ шла на "жифорсах" (и только на них), если она идёт на чём угодно? У разработчиков игры на все претензии "нвидиотов" ответ один - "Это чисто ВАШИ проблемы. У ВСЕХ же идёт!"
Ну что, друзья мои, как вам понравилась история о "нечестных" игроделах? А ведь описанное мною ещё так, мелкое жульничество. Если сравнивать с... Но об этом - в последней части темы, а то время позднее, да и "букафф много" .
Пы.Сы. Спасибо за внимание . Надеюсь, продолжение скоро последует